Страница уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

 

 

Молодцова Ирина Вильевна - уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Состав конфликтной комиссии по защите прав участников образовательного процесса:
1. Председатель комиссии – уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса – Молодцова И.В.
2. Заместитель директора по воспитательной работе – Левданская А.А.
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Вылегжанина Т.Ю.
 
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
 - на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
 - на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
 - на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;
 - на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
 - на обучение, осуществляемое на современной учебно-мате­риальной базе;
 - на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;
 - на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
 - на добровольное участие в трудовой деятельности по благоуст­ройству школы;
 - на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;
 - на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
 - на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессиональ­ного образования;
 - на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
 - на оставление общеобразовательного учреждения до полу­чения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управ­ления образованием;
 - на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;
 - на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
 - на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
 
Что следует признавать насилием по отношению к ученику?
Физическое насилие — это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения.
Формами психического насилия являются:
 • угрозы в адрес обучающегося;
 • преднамеренная изоляция обучающегося;
 • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
 • оскорбление и унижение достоинства;
 • систематическая необоснованная критика ребенка, вы­водящая его из душевного равновесия;
 • постоянная негативная характеристика обучающегося;
 • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
 
Основные права человека
В действующей Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-я глава.
Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека, поскольку именно они обеспечивают само существование человека. Так, в соответствии со ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения.
Среди основных прав человека, закрепленных в Конституции РФ необходимо выделить:
право на жизнь (ст. 20); на достоинство личности, свободу от пыток, насилия (ст. 21);
на частную собственность и ее наследование (ст. 35).
 
 
Под защитой государства находятся семья, материнство и детство (ст. 38).
С изменением возраста, естественно, насущными становятся другие права, которые также закреплены в Конституции РФ.
Среди этих прав можно выделить:
право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
на неприкосновенность частной жизни (ст. 23);
на неприкосновенность жилища (ст. 25);
на свободное передвижение по стране, на свободный выезд из страны и беспрепятственное возвращение обратно (ст. 27) и др.
 
Целая группа норм, закрепленных в Конституции РФ, защищает человека, попавшего в различные неординарные ситуации. Право гражданина на образование является универсальным, что означает возможность его отнесения и к социальным правам, и к культурным. Данное право получило свое закрепление в ст. 43 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый гражданин имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Более того, основное общее образование является обязательным, а родители или лица, их замещающие, должны обеспечить получение детьми данного вида образования. Собственно к культурным правам человека можно отнести закрепленное в ст. 44 Конституции РФ право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. В этой же статье содержатся гарантии на свободу различных видов творчества, преподавания. В Конституции учитываются права для подростков несовершеннолетнего возраста. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В этой связи большое значение для несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
 
Подростки должны знать права и обязанности, которые закреплены за ними в действующих правовых актах.
Перечень международных и российских нормативных правовых актов и рекомендаций, касающихся защиты здоровья, нормального развития и нравственности несовершеннолетних
1. Конвенция ООН о правах ребенка (статьи 13, 17, 34, 35 и др.).
2. Международная конвенция о пресечении обращения порно­графических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.).
3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (2 декабря 1949 г.).
4. Венская декларация и программа действий (25 июня 1993 г.), ориентирующая на укрепление национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации.
5. Специальный Стокгольмский протокол (1996 г.) к Конвенции ООН о правах ребенка, требующий принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации.
6. Рекомендация 1065 (1987) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации.
7. Резолюция № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.).
8. Рекомендация № R (91) 11 Комитета Министров Совета Европы государствам - членам Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними (9 сентября 1991 г.).
9. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.).
10. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. №712).
11. Закон РФ «О средствах массовой информации» (статья 4). 12. Концепция национальной безопасности Российской Феде­рации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г. № ПР-1895).
 
Уважаемые родители и обучающиеся гимназии! В городе работает детский телефон доверия 3-99-09 ежедневно с 8.00 до 18.00